
Отцы и дети: какие риски подстерегают предпринимателей разных поколений
В разные времена у бизнеса разные риски: это зависит от политической и экономической ситуации и от системы ценностей предпринимателей. Павел Ковшаров, гендиректор и основатель сети Zамания, выделил пять рисков, с которыми чаще всего сегодня сталкиваются бизнесмены в России
Главное отличие нашего времени по сравнению с ситуацией России 90-х: снижение рисков физической расправы.
Кроме того, сейчас в России для предпринимателей произошли другие позитивные изменения:
- появилась, хоть и непростая, но возможность выхода на международный рынок.
- несмотря на сложности, возросла прозрачность бизнеса для капитала и появился доступ к инвестиционному капиталу.
- стало больше руководителей-профессионалов и значительно укрепилась роль бизнес-культуры.
Но каждый бизнес за время развития проходит через свои риски. Важно научиться их анализировать, находить инструменты решения, быть критичным.
- Риски бизнес-модели
Это условно постоянная величина, которая не зависит от страны и зрелости бизнеса. Снижает их только опыт и уровень образования предпринимателя.
На старте проекта есть смысл инвестировать часть средств в аналогичный бизнес. Этот шаг позволит получить экономические и натуральные показатели, вычислить издержки, проанализировать основные сложности, проблемы и сильные стороны проекта.
Если предприниматель чувствует себя неуверенно в некоторых вопросах ведения бизнеса, то имеет смысл найти партнера, который будет компетентен в этих областях и возьмет на себя ответственность за них.
На более позднем этапе, перед масштабированием бизнеса, стоит запустить один кейс и на его примере детально изучить все процессы. Часто экономическая модель оказывается точной до 97%.
Снизить риски бизнес-модели можно, если постоянно анализировать результаты компании, изучать причины отставания от конкурентов, планировать возможное расширение и контролировать затраты, в том числе, с помощью автоматизации.
- Риски операционной неэффективности
Эти риски во многом зависят от количества образованных бизнесменов и степени вовлеченности государства в развитие и популяризацию предпринимательства.
Минимизировать их можно, подобрав правильных сотрудников, мотивации персонала, адаптации, обучению и контролю. Чем выше качество образования, тем меньше эти риски.
В зависимости от этапа развития компании основатель выступает в разных ролях:
- душа компании,
- глава семьи,
- наставник,
- координатор,
- лидер.
У каждой роли - свои задачи:
- создать идею,
- вдохновлять сотрудников,
- строить взаимоотношения,
- развивать компанию, себя и сотрудников,
- создавать работающие процессы, регламенты, процедуры,
- создавать единую базу знаний и передавать ее новым сотрудникам при масштабировании;
- искать ресурсы и делегировать принятие решений и ответственности.
В любой из этих ролей сам основатель должен четко понимать, каких знаний и компетенций ему не хватает, чтобы закрыть их с помощью дополнительного обучения или более сильных сотрудников. Важное правило - не бояться брать таких специалистов, которые в чем-то превосходят лидера.
- Риски неправильного партнерства
Эти риски напрямую зависят от уровня бизнес-культуры в стране, образованности предпринимателей, их умении договориться о деталях сотрудничества на старте.
Часто партнер нужен на раннем этапе развития бизнеса: когда люди понимают, что вместе они усиливают работу друг друга. В то же время, когда основатель бизнеса становится серийным предпринимателем, у него появляется необходимость еще и в младшем партнере, крайне мотивированном сотруднике, который станет отвечать за операционное управление бизнесом.
Независимо от этапа развития бизнеса, в самом начале сотрудничества стоит сесть и договориться: что каждый ждет от партнерства, каковы будут правила взаимодействия и управления компанией и кто за что отвечает. Договоренности важно документально зафиксировать - грамотно составить акционерное соглашение и устав компании.
Партнер - это прежде всего близкий по духу и ценностям человек, но с иной точкой зрения на многие вопросы. Человек, с которым хочется работать вместе, если не всю жизнь, то очень долгий срок.
Но важно, чтобы у кого-то из партнеров было больше прав и голосов: равноправие может завести в тупик. Не стоит путать партнера с инвестором, задача которого – вернуть свои инвестиции и заработать. И хорошее партнерство – скорее, исключение, чем правило.
- Политические и экономические риски
Другие риски из поколения в поколение меняются, но именно эти в нашей стране будут идти рука об руку с нами еще долгие десятилетия.
Если работать только на территории России, невозможно не зависеть от экономической и политической ситуации. В России есть огромная проблема со знаниями о том, как выводить товары, услуги, компании на рынки других стран. Сейчас появляются специальные программы, которые помогают исправить это. Например, Skolkovo business shift. Появилась поддержка таких институтов развития как МЭЦ и РЭЦ. Но глобального сдвига в сознании пока нет. Многие предпочитают зарабатывать меньше, но оставаться на своем локальном рынке, не делая каких-то сверхусилий для выхода на рынки других стран.
Но также необходимо признать: политическая повестка сейчас такова, что к российским предпринимателям за рубежом относятся гораздо хуже, чем еще 10 лет назад.
- Риски конкуренции
Эти риски можно разделить на две составляющие.
- С одной стороны – рыночная конкуренция, в которой все зависит от скорости работы основателя, его ума и сообразительности команды, а также от объема привлеченных инвестиций, времени выхода на рынок, эффективности бизнес-процессов.
- С другой – «нерыночная конкуренция»: коррупция, связи, доступ к закрытой информации.
В первом случае все в руках самого предпринимателя. Ему необходимо знать сильные и слабые стороны конкурентов, анализировать их, стараться опережать соперников на несколько шагов. Но при этом нужно сосредоточить основное внимание на качестве своего продукта, а не на нервной войне с конкурентом. Выигрывает компания, предоставляющая лучшие товары и услуги, и не всегда самые дешевые.
Если создавать рынки с нуля, то у предпринимателя будет три-четыре года, чтобы занять лидирующие позиции и потом, используя лидерство, более активно инвестировать в развитие.
С «нерыночной конкуренцией» все сложнее. Здесь сражение выиграть не так просто. Эта конкуренция тесно связана с коррупцией, то есть распределением ограниченного ресурса в пользу тех, кто готов делиться частью прибыли. Один из способов борьбы с такими конкурентами - прозрачность и открытость бизнеса, а также максимальная огласка всего происходящего.
Что ждет наших детей
В ближайшие несколько десятилетий все риски, которые я перечислил, сохранятся, но риски операционной неэффективности и неправильного партнерства будут снижаться в связи с ростом количества образованных профессионалов.
Поколение детей сегодняшних предпринимателей будет еще более открытым для работы на глобальном рынке, несмотря на пандемию и текущее тяготение к национальному развитию экономики, обусловленному как нашей политической ситуацией. У них уже не будет ограничений, доставшихся в наследство от Советского Союза, - той особой ментальности и желания работать с своем локальном мирке. Они рождаются в другом мире и видят его по-другому.
Глобальная экономика сейчас меняется под действием новых высокотехнологичных компаний: Amazon изменил опыт покупок товаров, Netflix изменил опыт просмотра фильмов, Coursera - опыт получения образования. Такие трансформации будут продолжаться.
Бизнес становится вынужденно все более прозрачным, причем в последние годы очень активно к этому подталкивает государство. Поскольку джитализация станет повсеместной, вести непрозрачный бизнес рано или поздно станет невозможно и невыгодно.
Мы все больше станем смещаться в сторону меритократии, а наше состояние начнет зависеть больше от ума, чем от правильных связей.
Правильные инвестиции в новое поколение сейчас совершенно точно дадут результат в будущем. Мне кажется, именно предпринимательство - двигатель всего общества: бизнесмена отличает повышенная резистентность к риску, он может брать на себя ответственность и принимать решение.
Источник: «Интернет издание «РБК PRO»
Политика конфиденциальности | 2017-2021