Посетители торговых центров сегодня тратят на развлечения больше, чем на покупку товаров в магазинах. Это свидетельство масштабного переосмысления шопинг-моллов. Место крупнейших ретейл-операторов занимают развлекательные форматы.

Знаменитая компания Cirque du Soleil Entertainment Group, сочетающая цирковое искусство и уличные представления, в июне объявила о создании новой концепции «семейных развлечений», специально разработанной для торговых центров. До конца года компания планирует открыть свой первый проект Creactive center на площади примерно 2500 кв. м в Торонто.

Этот проект будет включать в себя банджи-джампинг (прыжки с большой высоты), паркур, батуты, изготовление и дизайн масок, жонглирование, цирковую деятельность, танцы и прочее. И это знаковое событие для рынка. Клиенты все больше тратят на развлечения, а традиционные торговые центры в северной Америке теряют своих крупнейших ретейл-операторов. Происходит масштабное переосмысление ТЦ — это больше не тривиальные шопинг-центры.

Уход покупателя
Год назад динозавры индустрии, вроде компании Mattel, выпускающей куклу Барби, Lego, производящей легендарный конструктор, и Hasbro, занимающейся производством игрушек и настольных игр, лишились ключевого канала продаж — компании Toys4Us. Сначала компания, продававшая в 800 магазинах своей сети детских товаров и игрушек на сумму более $12 млрд ежегодно, объявила себя банкротом, а весной 2018-го и вовсе заявила о закрытии магазинов в США, Австралии и Великобритании. Колосса, которому семьдесят лет не было равных на всех континентах, подкосил интернет, и в частности Amazon, который уже занял 50% всего рынка онлайн-торговли США.

Конечно, в России все еще долго будет намного скромнее. В 2017 году, по данным Ассоциации компаний интернет-торговли, объем российского рынка онлайн-ретейла составил более 1 трлн рублей. Это — лишь 3% от общего объема рынка торговли в России. Ежемесячно открывается около 1000 электронных площадок, но примечательно, что общее количество действующих площадок остается неизменным — около 45 000 единиц.

Однако российский ретейл продолжает побег в интернет. Причина не только в девелоперах и управляющих компаниях, которые даже в посткризисных условиях не спешат искать компромиссы с арендаторами, но и в том, что среднестатистический житель Москвы или Петербурга в возрасте до 50 лет теперь проводит, по данным ретейлеров, от 10 до 12 часов в день со своим смартфоном.

Для ретейлеров это значит только одно: продавать нужно через смартфон. Интересная статистика: у Instagram-аккаунтов ZARA и H&M сегодня — около 30 млн подписчиков. К слову, это не предел, бренды активно продолжают наращивать свое присутствие в Сети.

Впрочем, есть и обратное движение: ретейлеры выходят из онлайна в офлайн. Amazon сначала купил Whole Foods, а потом запустил офлайн-проект Amazon Go. Всеми силами на покупателей посмотреть и себя показать старается и AliExpress, открывающий в разных странах офлайн-павильоны, шоу-румы и целые магазины. Причина проста: по данным опросов, офлайн-ретейл по-прежнему важен более чем для половины клиентов, даже молодых. Последние, правда, подчеркивают: в «реальный» магазин они придут лишь в том случае, если там им предложат не «просто покупку», а «новый клиентский опыт». Под таким опытом в России понимается то же, что в Нью-Йорке или Токио: лучший ассортимент, высококлассный сервис, эмоции и впечатления в магазине и торговом центре.

Примечательно, что ретейлерам приходится теперь продавать покупателю не только капризному, но и экономному: средние расходы жителей России за один визит в магазин сокращаются последние полгода.

ссылка на статью: https://www.forbes.ru/biznes/368597-zhivushchie-v-seti-chto-zastavit-pokupateley-vernutsya-v-torgovye-centry