После прочтения книги «Феномен Zara», становится понятно самое главное, что сделало Zara такой какая она есть. Это не дух Ла-Коруньи или Испании, это не правильное время начала ведения бизнеса, это не дизайнерский гений отдельно взятого человека. Это — СТРАСТЬ.
 
Да, вся книга, это скорее описание гениальности Ортеги, чем книга о развитии компании, сложностях, с которыми она сталкивалась, вызовах, подходе к управлению бизнесом. Эта книга, по сути, посвящена Ортеге и его Страсти к своей компании. Он начал работать с 13 лет и работает до сих пор. И все это время он работал очень много и упорно только потому, что он безумно любит свою компанию, живет ей каждый день и научил это делать тысячи своих сотрудников. Рядом с ним десятки и сотни его коллег-партнеров, которые бросили все и переехали в небольшой город, поверив Ортеге и Zara. И сейчас они также относятся к компании, как сам Ортега. Ортега может мотивировать огромное число людей посвятить себя проекту безоговорочно только по одной простой причине — они видят его страсть и любовь к компании.
 
Пару цитат из книги, которые раскрывают Inditex (чтобы вам не перечитывать всю книгу):
  • «Нужно всегда соблюдать баланс и иметь четкое представление о целях, чтобы не отступиться от собственной линии ведения бизнеса», «это значит, что ты не должен потерять из виду свою основную задачу»
  • «Он всегда ищет тех, кто может работать без устали, людей, которые задают вопросы и выходят за рамки привычного и очевидного. Именно они воплощают его новые инициативы. Это одна из особенностей Inditex — способность действовать, выходя за рамки обыденного»
  • «Каждый несет ответственность за решения, которые он принимает»
  • «…и для него очень важно, что у них есть свои мнения. Он ждет от других людей, что они будут четко высказывать, что думают, вне зависимости от того, понравится это ему или нет. Он прощает ошибки, но действует очень быстро, и не все успевают за ним»
  • «Когда я спросила его, что держит его на работе спустя столько лет, он ответил: «Обучение и рост.»
  • «Все, что нужно делать, — это работать, но работать со страстью»
  • «одна из особенностей Inditex, …, состоит в том, что в компании нет звезд. Команды созданы таким образом, что если кто-то уходит, краха не случается, все продолжает работать, потому что у нас превосходные менеджеры в каждом отделе, лучшие профессионалы.»
  • «способность компании мгновенно реагировать, что значит, действия предпринимаются сразу, если кто-то чувствует, что что-то не совсем правильно»
  • «руководитель — не значит особая квалификация, это означает, что ты должен учить, но примером и поддержкой»
  • «если хочешь высказаться о чем-то негативно, ты должен предложить альтернативу». (Это же просто золотое правило! Я просто обязан начать его использовать)
  • «всегда используй множественное число, говоря о работе. Не говори «я это сделал».»
  • «сконцентрируйся на деталях. держи глаза и уши открытыми»
Следующая цитата заслуживает отдельного внимания:
 
  • «Культура (компании) имеет очень большую связь с духом предпринимательства. Когда кому-то поручается работа, которую нужно выполнить, этот человек должен немедленно принять на себя ответственность за нее и выполнить ее так, будто это его собственный бизнес, относится ли это к магазину, к транспортировке или к другим сферам бизнеса. Это культура, где ты никогда не чувствуешь себя полностью удовлетворенным, это сплошная бесконечная самокритика. Философия компании состоит в том, что мы всегда должны расти и становиться лучше».
  • «отличительные черты компании — дух предпринимательства, гибкость и самокритика»
Я мог бы конечно написать, что-то из серии -«а теперь просто замените все слова Zara на Zамания». Но конечно это не так. Я просто очень искренне разделяю все то, что описано выше. И, прежде всего, страсть к своему делу, к своей работе и духу предпринимательства, который должен быть основным двигателем в компании.
 
Ортега, безусловно, выдающийся предприниматель своего времени и своей страны. Я расчитываю, что текущее время взрастит в России не менее достойных предпринимателей, не смотря на все сложности ведения бизнеса в этой стране.
 
Нашей компании, которая позиционирует себя как самую профессиональную компанию в сфере управления развлекательными парками, тоже предстоит пройти очень большой путь. Не смотря на то, что уже сейчас мы многому научились, совершили десятки и сотни ошибок, потратили тысячи часов нашего времени на совершенствование бизнес процессов, требуется еще тысячи часов работы, чтобы компания действительно стала профессиональным игроком.
 
Наступило лето, время минимального трафика для наших парков. Но это отличное время, чтобы пересмотреть и перезапустить некоторые наши процессы, строить новые парки, выходить за границы действующего бизнеса, повышать эффективность наших процессов и запускать новые проекты.