Большое или маленькое дело. Выбор за вами.
  • При выборе своего дела будущего нужно стараться сразу мыслить Глобально. Это не означает, что нужно мечтать создать второй Гугл или хотя бы Яндекс. Но открывать только одну булочную не имеет никакого смысла если вы хотите развиваться как успешный предприниматель. Если вы это делаете просто для души (и такое тоже бывает, и это здорово), то не ставить себе больших целей, наверное, нормально. Но нужно понимать, что строительство сети булочных практически сопоставимо с затратим ваших ресурсов, на открытие, например, 2-3 булочных. Вы также будете тратить много времени, но на более мелкие задачи. При строительстве сети вы будете думать о том, как и где найти подрядчика, который будет вам поставлять отличного качества муку во все ваши точки вовремя, по хорошей цене и т.д. При работе в 2-3 булочных вы будете думать о том, как съездить на рынок или в «Метро», чтобы закупить муку. Потом вернетесь и будете думать где найти кассира, который вчера ушел на летний отпуск. И скорее всего придется самому встать на кассу. Т.е. затраты вашего личного времени и сил будут сопоставимы, а возможно даже больше в случае работы только с одной булочной.
  • С точки зрения экономики сеть также выгоднее. На масштабе вы всегда будете выигрывать. Вы можете работать с 2-мя булочными, выручка которых составит 4 млн рублей и рентабельность 30% или 200 булочных с оборотом 400 млн руб и рентабельностью 25%. Рентабельность большой компании всегда будет ниже чем у 1 одного проекта (часть маржинальности уйдет за счет появления управляющей компании, другой системы налогообложения и пр.). Скидки на закупки и на масштабе не компенсируют всех «потерь роста». Но в абсолютном выражении в 1 случае у вас будет 1,2 млн, а во втором 100 млн.
  • Большой компании проще выжить в конкурентной среде. Вы можете больше инвестировать во все аспекты деятельности — в команду, оборудование. Будете иметь более сильную переговорную позицию с Арендодателями и поставщиками и пр. Очевидно вам будет проще привлекать лучших специалистов в большую компанию, нежели в маленькую. Сотрудники хотят быть более защищенными, получать больше зарплату, работать в красивом большом офисе и прочее. Вы сможете больше инвестировать в их обучение, бизнес процессы.
  • Инвестиционная привлекательность. Когда булочная вам надоест продать ее будет сложнее чем сеть булочных. А привлечь инвестиции в большую сеть всегда проще чем в пару булочных.
  • Ну и создавать большой проект всегда более интересно. Заодно и свои амбиции сможете потешить.
Поэтому думайте всегда о создании большого проекта. Сейчас я сталкиваюсь со «страхом локальной компании». Ты доказал, что можешь работать на одном рынке, но выйти за его пределы страшно. Нужно переступить через себя, сделать очередное усилие, войти опять в зону дискомфорта. Понимаешь, что без этого не получится развития и нужно себя заставлять выходить из уже более-менее ровного режима роста. Предыдущий текст (Куда приложить усилия) — это по сути объяснение себе, почему нужно переходить на сл. уровень).
 
Сейчас передо мной лично стоит целый ряд задач:
1. Перестроить свою команду таким образом, чтобы большая часть задач принималась ими самостоятельно, и я смог заниматься стратегическим развитием.
2. Выстроить внутреннюю систему таким образом, чтобы качество наших услуг не только было стандартизировано, но и росло с каждым днем во всех наших проектах.
3. Повысить внутреннюю эффективность всех сотрудников и самой компании. В частности, показатель выручки на час работы одного сотрудника в парке нужно увеличить не менее чем на 10-15%. При этом внутренние отношения и коммуникации не должны страдать.
4. Научится эффективно, с операционной точки зрения, управлять региональными проектами.
5. Выстроить работу с Франчайзи партнерами. Сделать ее более оперативной и качественной.
6. Вывести новые форматы на рынок.
7. Научится и построить Проекты международного уровня в Москве. Такие проекты потребуют другого уровня инвестиций, возможно в 10-15 раз больше чем в один наш проект. Но я понимаю какой проект необходим и как его реализовать. Под этот проект мы будем искать новых партнеров.
8. Выйти за пределы России. Прежде всего это Европа.
 
И если первые 6 для меня уже понятны и требуют просто определенных усилий для их реализации, то 6 и 7 пункты – это выход из зоны комфорта. Нужно делать очередное серьезное усилие, значительно менять распределение своих ресурсов и даже свой жизненный уклад.
3 года назад мы для себя приняли решение, что мы будем строить компанию — лидера рынка. Мы не готовы были начинать только из-за 1-2 парков. Когда я принимал решение об увольнении, то понимал на сколько сложно будет то, что я начну реализовывать. Я бросаю хорошую работу с отличной зарплатой, привычный мне уклад, инвестирую все свои деньги, занимаю столько, что отдавать, в случае неудачи, мне придется несколько жизней. Все это я делаю понимая изначально, что буду строить лидера рынка. Компанию, которая станет в этом сегменте самой большой, самой эффективной, самой интересной для работы.
 
Поэтому, возвращаясь к вопросу «Большое или маленькое дело» я выбрал для себя Большое.
 
Когда мы начинали, у нас были четкие планы только по России и на сегодняшний день мы являемся лидерами рынка. На это ушло три года. По сути, мы во многом создали этот рынок.
 
И теперь, на этом этапе пути, я понимаю, что наше дело все еще «Маленькое» . И мне предстоит принять еще ряд важных решений стратегических и личных, чтобы перестроится под новые реалии и продолжить активный рост.
 
П.с. В этом году хочу встретиться с несколькими людьми:
— Дмитрий Портнягин,
— Федор Овчинников
— Иван Таврин
Если готовы помочь, организовать встречу, буду благодарен. С меня информация о нашем проекте, развитии, потенциале, стратегии и планах. Что хочу — научится работать с большим количеством партнеров (Дмитрий), Запуск проекта и работа с франчайзи (Федор), работа с Медиа и привлечение больших инвестиций (Иван).