Все написали итоги 2017 года в конце года, или томно потягиваясь в пледиках около камина, или наоборот на пляже в начале 2018 года, когда можно было привести все мысли в порядок. Собственно, я тоже сделал это на каникулах, правда в последний день, когда возвращался в самолете с Тенерифе. В самолете почему то мысли особенно хорошо структурируются. Но решил выложить их только сейчас. Это одновременно и очень личные наблюдения и то, чем все таки нужно делиться. Когда я пишу что-то в ФБ, то я тренирую сам себя правильнее излагать мысли, общаться, очередной раз выходить из зоны комфорта.

Итоги 2017 года виде коротких заметок.

  • Нужно ставить более реалистичные цели. Нам не удалось открыть 14 парков, которые мы планировали. Мы открыли только 11.

  • Изначально нужно создавать правильную, прозрачную финансовую структуру компании. Это помогло нам подписать инвестиционное соглашение и привлечь крупные инвестиции.

  • Поиском инвестиций нужно заниматься постоянно. Даже когда они тебе не нужны.

  • Не надо экономить на юристах, когда речь идет о делах о привлечении крупных сумм или продаже компании. Мы выбрали лучшую компанию, переплатили, но несколько раз подтвердили себе, что сделали правильное решение.

  • Скорость самое важно в бизнесе. Нужно очень быстро принимать решение и самое главное быстро реализовывать. Мы были не очень быстрыми и потеряли пару площадок.

  • Онлайн и оффлайн все больше связаны между собой. Необходимо инвестировать в онлайн. Это помогло нам добиться более чем 50% бронирований и оплат дней рождений в online. Уверен, что мы лидеры по этому показателю на рынке.

  • Развитие компании, это прежде всего развитие команды. Если занимаетесь услугами или ритейлом нужно сразу создавать свой корпоративный университет, вводить стандарты обучения. Заложили первый кирпичик корпоративного университета.

  • Если в компании много молодых сотрудников, нужно вводить больше сервисов для обучения через web. Выбрали СДО (систему дистанционного обучения) и начали ее внедрять.

  • Колцентр должен быть свой, если речь идет о продаже услуге и живом общении со своими клиентами. Нужно уделять больше внимания кол центру, обучению специалистов, контролю, мотивации, оценке.

  • Команда должна работать в комфортной среде. Переехали в новый офис.

  • Любая услуга должна быть платной. Халява приводит к негативу и размыванию качества сервиса. Открыли один Парк с бесплатным входом — это ошибка.

  • Если открываешь кафе/ресторан или Парк развлечений всегда должно быть техническое открытие — 1 неделя до официального открытия на отработку всех процессов. Не всегда получалось.

  • Для массового открытия необходима СТАРТАП команда. Это команда более опытных сотрудников, которые откроют новый проект, запустят его и передадут операционной команде.

  • Увольнять нужно быстро. Чем быстрее вы избавитесь от якоря, тем меньше он оставит ржавчины в других сотрудниках команды. Часто расставание происходит действительно по обоюдному согласию и с последующей дружбой.

  • Нужно больше делегировать и доверять команде. Робкие попытки (( еще работать и работать над этим.

  • Личное участие основателя в работающих проектах, личный пример, не дистанцироваться от команды с ростом компании.

  • Не нужно боятся давать команде принять решение и рисковать деньгами компании. Потеря этих денег принесет больше пользы в будущем. При этом должен быть разумный контроль и правильное обоснование и оценка затрат. Сотрудник должен отстаивать свою точку зрения и доказывать ее не просто словами, но и расчетами.

  • Лучшая реклама — это качественная услуга/товар. Но стандартные и новые каналы также нужно пробовать постоянно и поддерживать. Больше заниматься продвижением online — блоги, соц сети, лидеры мнений, SMM.

  • Сайт не должен быть просто визиткой информационной. Он должен продавать. Его нужно постоянно улучшать, вводить новые услуги, сервисы, товары. Делать анализ конверсии.

  • Обязательно слушать и слышать клиентов/гостей. Всегда отвечать на их письма. Лучше все проблемы с гостями решать на месте. Если проблемы выходят из кафе/ресторана/парка, то они сразу увеличиваются в 10 раз.

  • Недовольного гостя всегда можно сделать своим союзником. Главное с ним пообщаться, понять его боль и предложить ему помочь вам решать проблему вместе.

  • Нужно использовать проверенных, качественных поставщиков. Новых только на небольших задачах, постепенно увеличивая обьем работы. Работа с новым поставщиком сразу в большом объеме и без плана Б приводит к серьезным потерям времени и денег.

  • Любого поставщика необходимо проверять. Любого.

  • Договор с любым поставщиком должен защищать ваши интересы. Не жмитесь на найм хороших юристов, они вам помогут сохранить гораздо больше ресурсов компании.

  • Ошибку сотрудника можно и нужно прощать, но только при условии, что он сделает выводы сам и не допустит ее повторения в будущем и обучит других. В противном случае вы повторите эту ошибку еще раз, уже с другим сотрудником. Нужно решать проблемы системно, не тушите пожары.

  • Для совместной работы используйте планы-графики проекта, лучше с визуализацией в общем месте (канбан).

  • Используйте мессенджеры для более быстрого реагирования и обсуждения небольших и быстрых задач в общих группах. Важная переписка и документы — только в почте.

  • Спорт очень важен. Иначе можно перегореть. Находите время для спорта

  • Качественный документооборот абсолютно необходим. С системой хранения оригиналов и онлайн, с реестрами и ответственными лицами.

  • Для активного роста всегда необходимы партнеры. Партнеры в новых проектах, партеры финансовые, управляющие партнеры в компании.

  • Нужно постоянно учится. Учится у более опытных и успешных. Так вы приобретете в короткое время большой пласт информации, которая поможет вам в развитии личностном и компании.