«Совершенно понятно, что повышение НДС не коснется экспортеров, работающих на внешний рынок, как не коснется и тех, кто работает в тени,– вздыхает Павел Ковшаров, основатель 
сети семейных парков приключений «Zамания».– То есть в первую очередь под удар попадут прозрачные компании, бизнес которых, прежде всего, направлен на внутренний рынок. Получается, что с увеличением НДС мы создаем все условия для развития экспорта ископаемых, ухудшая условия для роста и развития сектора производства и услуг внутри РФ. Безусловно, эту ситуацию нужно менять.

Если посмотреть на то, как меняется ориентация Китая от экспорта к развитию внутреннего потребления, можно увидеть важные перемены: сейчас внутреннее потребление Китая настолько 
огромно, что оно может компенсировать снижение экспорта. Это, конечно, не означает, что мы не должны думать об экспорте, это очень важная доходная часть РФ, и долго ею останется. Но если 
мы на каждом выступлении заявляем, что “нужно слезть с нефтяной иглы”, то как это возможно, если мы ухудшаем условия для развития несырьевого сектора экономики?»

В компании полагают, что любой бизнес неизбежно переложит повышение НДС на потребителей. «Или компенсирует рост НДС за счет того, что уведет часть своего дохода в тень, – продолжает г-н Ковшаров. – Бизнес не будет на себя брать дополнительные расходы, его задача – зарабатывать, и он не может себе позволить снижать рентабельность. Тем более, когда РФ уже несколько лет 
находится в состоянии экономической стагнации, перемежающейся с кризисом. В итоге государство может получить только краткосрочный эффект, не более чем на один год от такого нововведения. 

За это время бизнес перестроится и уйдет в тень или компенсирует рост НДС за счет потребителей. То есть государство хочет сдержать свои социаль­ные обязательства и продолжить осуществлять инфраструктурные проекты, но компенсировать нехватку бюджета за счет населения. Если бы, например, государство просто увеличило налог на доходы физлиц на 1 п.п., то это привело бы к серьезным социальным протестам или как минимум недовольству. А повышение НДС мы ощутим только через повышение инфляции, размазанной во времени, с которой ЦБ так борется».

Издание CRE.RU