Дело государственной важности. Статья на VC.ru

Павел Ковшаров
- 22.09.2021
В Cushman&Wakefield считают, что главными вызовами для экономики России в ближайшие годы станут рост неравенства и диспаритет; причём, разрыв между лидерами и аутсайдерами будет расти во всех сферах. Фактически принадлежность к лидерам бизнеса будет в ближайшие годы определяться доступом к финансированию и государственным проектами.
При очевидном усилении роли государства, у нас по-прежнему отсутствует постоянство в законодательной сфере. За последние год бизнес стал свидетелем сразу нескольких законодательных импровизаций, серьезно влияющих на жизнеспособность ряда отраслей.
Нельзя сказать, что в этих условиях российский бизнес не смотрит «за бугор». Примечательно, что думая о расширении бизнес-границ, предприниматели утверждают, что конкуренция на иностранных рынках пугает их куда меньше, чем отсутствие правил игры на родине. Да, высокие налоги, да, покупатель настолько искушён, что понравиться ему будет очень сложно. Однако, при всех этих «но», там есть фактор, которого нет в России – чёткое, неизменное и понятное регулирование деятельности.
В Европе просто невозможно себе представить, что правила, нормативы и регулирование может измениться через неделю после ремонта твоего магазина или через год после запуска развлекательного центра, и ты останешься один на один с проблемой. Огромный институт юристов, адвокатов и консультантов также «заточен» на то, чтобы эти правила соблюдать и защищать бизнес-интересы, даже если ответчик – государство.
К сожалению, мы знаем, как это иногда бывает в России. Вспомним, хотя бы, историю с минизоопарками в торговых центрах. Такие зоопарки были во многих объектах. Бизнес развивался, процветал, пока не вышел закон, согласно которому стало запрещено размещать подобные форматы развлечений в ТЦ. Опуская все «морально-этические факторы» существования зоопарков в принципе, и в ТЦ в частности, можно констатировать, что десятки компаний, которые действовали в рамках закона, платили налоги, трудоустраивали людей, лишились своего дела.
При введении новых принципов регулирования, речь не шла ни об улучшении условий содержания животных, ни о каких-то компенсациях по потере бизнеса. От предпринимателей просто потребовали закрыть свои объекты. Хотя на момент старта своего дела они ничего не нарушали. Кто-то им помог? Предложил альтернативу, льготы при открытии нового бизнеса? Их никто не услышал, потому что это мелкие предприниматели. Станут ли такие люди инвестировать в новые проекты в России?
Запретить нельзя разрешить
Сейчас вообще перед предпринимательским сообществом как никогда стоят «исконно русские» вопросы – «кто виноват?» и «что делать?». Виноват кризис, курс доллара, спад покупательской способности? Или - всё новые и новые «закручивания гаек» для малого и среднего бизнеса?
Это же касается и сегмента – детских парков развлечений. Сейчас этот рынок активно развивается во всём мире, при этом российские объекты как минимум не проигрывают западным аналогам. Мы детально изучали рынки некоторых стран, поэтому у меня есть все основания говорить об этом.
Нам в Zамании – не очень бы хотелось смотреть пока ни в сторону запада, ни в сторону востока, мы бы с радостью развивали этот бизнес в России, ведь потенциально это очень большой и интересный сегмент. Мы планировали инвестировать несколько миллиардов в развитие. Но перспективы реализуются только если бизнес будет работать с государством, и мы будем совместно формировать нормальную нормативную документацию и законодательные инициативы, необходимые для эффективной работы.
Нам, как любому здравомыслящему инвестору, не хотелось бы инвестировать в проекты миллиарды рублей и через полгода-год узнать о том, что теперь детским паркам нельзя работать в торговых центрах, или что детские центры в ТЦ не должны быть выше какого-то определенного этажа. Чиновники в этот момент зачастую думают не о том, чтобы сделать торговые центры более безопасными, а просто решают какую-то локальную проблему, причём достаточно популистским методом. Уже после наступления кемеровских событий и «закручивания гаек» мы не раз общались с девелоперами, у которых на объектах не работала система пожаротушения - частично или полностью. Спрашивается, как перенос развлекательных парков на нижние этажи разрешил эту проблему?
Нормы жизни
Бизнес часто готов самостоятельно выступать инициатором изменений. Мы, например, не так давно ввели систему электронного согласия в наших развлекательных парках. Раньше для того, чтобы прийти с ребенком в центр развлечений, а возможно и оставить ребенка, не требовалось никаких документов, никаких подписей, никакой идентификации личности и т.д. Мы, следуя нормам внутренних стандартов безопасности, сами инициировали этот процесс, и в течение трех лет существования наших парков абсолютно все гости обязательно подписывали согласие с нашими правилами, связанные прежде всего с безопасностью. Сейчас мы переходим в электронный формат, как это реализовано уже много лет назад в США.
Думаю, было бы правильно, чтобы уже сейчас на уровне нормативной документации был повсеместно организован процесс таких электронных согласий, которые, по сути, повышают безопасность на объекте. Пока получается, что эта инициатива не подкреплена ничем, мы придумали это сами, и буквально завтра могут быть приняты какие-то изменения, которые перечеркнут эту работу.
Фактически, речь идет о создании стандартов в отрасли, которых сейчас нет, но они очень нужны. И с этим смогут справиться не только большие игроки, но я уверен и небольшие компании, которые активны в своем стремлении сделать отрасль лучше, прозрачнее, безопаснее. Это касается и систем пожаротушения, и пищевой безопасности, и физической безопасности, нормативов САНПИНа и и т.д.
Должен быть создан единый документ с полным перечнем правил. Игроки, которые работают в отрасли, должны знать этот документ наизусть и понимать, что если их бизнес соответствует перечисленным требованиям, у него не возникнет проблем ни сейчас, ни в будущем, ни через год, ни через десять ни от какой проверяющей организации, которых сейчас десятки. Уверен, это заложит совершенно новую культуру бизнеса в России, которая пока так и не сложилась.
Политика конфиденциальности | 2017-2021