Статья Marketmedia. Как учат развлекаться в Дубае

О выводах, которые напрашиваются после посещения выставки Dubai Entertainment Amusement&Leisure Show 2019.

Название крупнейшей на Ближнем Востоке выставки развлечений DEAL можно было бы перевести как «Сделка», и действительно их здесь заключалось немало, и прежде всего с покупателями из ОАЭ и Саудовской Аравии. Собственно, это мероприятие и рассчитано на них.

По моим ощущениям, выставка крупнее, чем у российской Ассоциации парков и производителей аттракционов (РАППА), в 4-5 раз. Около 90% всех стендов принадлежали европейцам, американцам и китайцам примерно в равной пропорции. Российских стендов, к сожалению, было всего три: крохотный стенд российской РАППА где-то в уголке выставки, Game City и стенд моих земляков из Белгорода — компании «Мадагаскар», которая представляла и оборудование для парков, и франшизу. Вот эти трое и отдувались за всю нашу страну.

Очевидно было, что стенды и Китая, и США были заранее продуманы, подготовлены, и работа на них скоординирована. По утрам американцы даже проводили общие брифинги. Из общения с американцами и китайцами выяснилось, что их присутствие стало возможным благодаря государственной поддержке. То есть власти Китая и США выделяют деньги для представления своих экспортных продуктов, их задача сделать так, чтобы товары их стран были представлены как можно шире. И это отлично работает. Такая поддержка необходима, потому что участие в выставке — недешевое удовольствие (от $50 тыс.), и если ты не крупная компания, то вряд ли сможешь себе это позволить.

Замечу, что практически все продукты (лабиринты, скалодромы, батуты, игровые автоматы, электромашинки, системы автоматизации учета и контроля доступа), представленные европейцами, и большая часть продуктов от китайцев и американцев легко могут производиться в России, и, думаю, с гораздо лучшим качеством. В качестве примера можно привести две итальянские компании, которые производят электромашинки. И они делают это уже десятки лет. С точки зрения дизайна и игровых механик ничего не меняется. Думаю, это отличная возможность для наших производителей отобрать рынок у европейцев. За инновациями в этой сфере следит небольшое количество компаний по всему миру.

Что касается трендов, то примерно 15% стендов демонстрировали возможности VR. И все поставщики китайские. Ни одного европейца или американца. Часть проектов были действительно достойными и интересными, но качество половины не выдерживает никакой критики. VR-картинка настолько некачественная, что после того, как я слез с мотоцикла, меня мутило еще часа два. Но убежден, что в следующем году VR займет уже 30-35% всей выставки и качество будет гораздо лучше. Китайцы быстро исправляют свои ошибки.

Кстати, до посещения DEAL мне удалось сходить в самый большой VR-парк в регионе, а скорее всего, и в Евразии и Африке, который находится в Dubai Moll. На площади около 5-6 тыс. м2 на двух этажах молла расположено, наверное, все, что есть сейчас в сфере виртуальных развлечений, включая полет на квадрокоптере. Этот аттракцион перемещает вас в пространстве (что-то типа американской горки) плюс добавляет погружение в виртуальный мир с помощью очков виртуальной реальности. Не уверен в том, что экономически имеет смысл делать такие огромные виртуальные проекты, но новый тренд совмещения виртуальной и реальной среды очевиден, и он будет набирать обороты, такие парки будут расти и развиваться по всему миру. И здесь тоже хозяйничают китайцы —они поставляют всю линейку игрового оборудования, производят и «железо», и контент.

21-23 апреля этого года состоится первая выставка, касающаяся развлечений, в Саудовской Аравии (SEA, Saudi Entertainment and Amusement). Страна начинает открывать себя для рынка развлечений, что раньше сложно было представить. И я думаю, она станет лидером по запуску новых проектов в своем регионе в ближайшие несколько лет. Что интересно — до половины всех гостей Kidzania в Dubai Moll — это гости из Саудовской Аравии. Очевидно, что их поток в Дубай снизится после открытия тематических парков у них в стране.

Какие же вводы я сделал после посещения выставки? Во-первых, выставка интересная и сюда нужно приезжать за новинками в индустрии. Во-вторых, российские предприниматели пока по-прежнему редкие гости на таких мероприятиях. Причины могут быть разные, но некоторые просто боятся ездить. В-третьих, государственная поддержка, судя по опыту США и Китая, реально работает и помогает предпринимателям экспортировать свои товары и услуги. В России, если это не может сделать государство, должна хотя бы делать ТПП или профильная Ассоциация предпринимателей. Было бы отлично, если бы РАППА занялась этим вопросом. В-четвертых, тренд на совмещение виртуальной и реальной среды в развлечениях уже набирает обороты. Думаю, тематические парки тоже скоро возьмут это на вооружение.

И, наконец, ОАЭ инвестируют очень много денег в туристическую инфраструктуру и огромные кластеры развлечений, которые объединяют по пять-шесть тематических парков. Для них это новая нефть. Принцип хлеба и зрелищ никто не отменял, и именно за этим сюда ездят и будут ездить туристы. Именно в такие проекты стоит инвестировать на государственном уровне. Миллионы гостей приезжают в Дубай и соседние эмираты не только потому, что тут жарко и есть море, а потому, что здесь можно посетить просто потрясающие огромные парки развлечений, расположенные в одном месте.

«Zамания» по итогам этой выставки будет приобретать новые игровые элементы, которых пока нет в России, так как мы позиционируем себя не только как лидера в части сервиса и количества парков, но и как компанию, следящую за новыми трендами.

Ссылка на статью: https://marketmedia.ru/media-content/kak-uchat-razvlekatsya-v-duba